Крепления, являющиеся связующим звеном между ботинками и лыжами, по большому счету, есть сакраментальный момент экипировки.
Нет особого толку от классных лыж и ботинок, если в самый ответственный момент они «разлучаются» друг с другом к великому негодованию лыжника. Но частенько снег за шиворотом и в перчатках есть не самые противные последствия этого казуса.
Посему производители креплений ставят вопрос о функциональной безопасности во главу угла. Именно по этой причине все крупнейшие фирмы-производители креплений имеют чрезвычайно раздутые по штату исследовательские отделы. И работают они, конечно, прежде всего, на спорт высоких достижений, поскольку именно там нагрузки носят экстремальный характер.
Конечно, такой щепетильный подход обуславливается огромной конкуренцией на рынке. Что, в конечном итоге, на руку вам, массовому пользователю продукта.
Что нужно знать о креплениях?
Да не много. За вас о них подумали эксперты. Это сложнейший механизм, меняющийся лишь в деталях, в зависимости от модели и марки. Хотя в последние годы в конструкции креплений появились веяния, влияющие не только на функции безопасности, но и отвечающие за лучшее использование динамических характеристик самой лыжи.
Результатом этой концепции послужило появление пластины, соединяющей головку и пятку крепления. С помощью этой пластины импульс от ноги более эффективно передается на кант лыжи, что, в свою очередь, обеспечивает лучшее сцепление канта со снегом.
Как и другие составляющие горнолыжной экипировки, современные крепления обладают определенным «интеллектом».
Например, вышеупомянутая пластина в некоторых моделях правильно распределяет импульс от ботинка таким образом, что максимальное давление приходится на участок лыжи, расположенный строго под центром ботинка. Тем самым крепление «прощает» и корректирует ошибки в стойке лыжника. Но это все частности, лишь иллюстрирующие возможности сегодняшних разработок.
Крепления, как и ботинки с лыжами, распределяются на группы, рассчитанные на своего потребителя. Основная разница между моделями L и R состоит в шкале регулировки головки и пятки.
Хорошие крепления — это не те, что держат намертво, а те, которые правильно «оценивают» критичность нагрузки и вовремя срабатывают.
По статистике катальщики получают больше травм не оттого, что крепления расстегиваются во время езды, а оттого, что в нужный момент оно не срабатывает.
Итак, главный вопрос, связанный с креплениями — это адекватность таковых к вашим физическим и динамическим характеристикам.
Падают абсолютно все: и новички и суперзвезды.
Но здесь важна последовательность.
Срабатывание крепления должно быть не причиной, а следствием падения.
Поэтому вопрос регулировки крепления должен доверяться только профессионалам.
И еще. При покупке крепежа обязательно полистайте каталог с описаниями моделей. Сейчас фирмы-производители как никогда серьезно относятся к проблеме безопасности и соединенными усилиями пытаются достичь минимального фактора риска.
По этой же причине в коробке новых креплений вы не найдете монтажного лекала, поскольку фирма, взяв на себя бремя ответственности, настоятельно рекомендует покупателям устанавливать крепеж только у авторизованных дилеров.
И еще. Будьте осторожными, покупая использованные крепления. Избегайте явно «убитых» креплений, т.е. тех, которые выглядят очень катанными и старыми, даже если модель практически новая. Дело в том, что в креплении очень важен фактор «усталости материала». В крепеже, который эксплуатировался недолго, но очень интенсивно, жизненно важные детали «устают» больше, чем, если крепеж использовали дважды в год в течение десятилетия.
Именно поэтому горнолыжники высокого класса, используя десяток пар лыж, меняют крепления каждый сезон.
По материалам книги заслуженного мастера спорта Елизаветы Кожевниковой «Горные лыжи с самого начала».